Никита Михалков снимает «Солнечный удар»
К съемкам своего нового фильма Никита Михалков шел больше 30 лет. Еще в 1980-х годах режиссер загорелся идеей экранизировать «Солнечный удар» Ивана Бунина — рассказ, который произвел на него сильнейшее эмоциональное впечатление. «Мужчина встретил даму на пароходе. Они понравились друг другу. Сошлись. Провели любовную ночь. Утром она уехала. Потом он ходил бессмысленно по городу, ждал вечернего парохода. Ел холодную ботвинью, выпил водки. Жара Мухи. Вернулся в этот номер (он уже убран). Нашел шпильку… «Поручик ощущал себя постаревшим на десять лет». Все. Больше ничего! Но это сделал Бунин. И это волнует так, что ты не знаешь, почему», — как-то написал Михалков о своих впечатлениях.
Но по разным причинам работа над экранизацией тогда так и не началась. И только в 2012 году студия «ТРИТЭ» запустила 15-ую художественную картину мастера — «Солнечный удар». Сценарий к ней Никита Михалков начал писать два года назад, когда, как признается, вдруг понял, что историю поручика и незнакомки надо объединить с «Окаянными днями» и тогда все приобретает совершенно иной масштаб.
На главные роли режиссер принципиально не стал приглашать известных актеров, долгие месяцы проводя кастинги. В результате, поручика играет латышский артист Мартинс Калита, а «незнакомку» — Виктория Соловьева, студентка одного из московских театральных вузов. «Это очень рискованно, но и очень интересно, — признается Никита Сергеевич. — Потому что никто и никогда этих лиц на экране не видел. Надеюсь, что это будет трамплином для них. Но мне и самому важно не ударить в грязь лицом».
Работа над картиной стартовала еще в августе и больше месяца проходила в городе Гороховец Владимирской области, где было воссоздано пространство провинциального волжского городка с небольшими улочками, чайными домиками, газетными киосками, почтой, телеграфом.
После группа переехала в Москву в павильоны «Мосфильма», в которых художник-постановщик Валентин Гидулянов построил основные интерьерные объекты: каюты, салоны, ателье.
Сейчас работа продолжается в Швейцарии, где на Женевском озере снимаются сцены с пароходом. Оказывается, это единственная страна в Европе, где можно было снять исторические пароходы на столь длительный период! Здесь к услугам киношников целых три экземпляра из флотилии судоходной компании Женевского озера CGN. Она превратила их в российские корабли тех времен, на которых будет развиваться история мимолетной любви. Кинематографисты искали подходящие суда по всей Европе и в конечном итоге остановились на швейцарских.
Съемочная площадка расположилась на пристани прямо напротив железнодорожной станции Бувре (Bouveret). Около 130 россиян и порядка 100 швейцарцев совместно трудятся над съемкой нескольких сцен, которые займут всего 20 минут в фильме Михалкова. Остальное доделают с помощью спецэффектов: пейзажи Бурве и возвышающиеся на заднем плане горы нужно будет заменить на Поволжье начала прошлого века.
В начале декабря Михалков приедет в Одессу, здесь он будет в течение месяца снимать финальные сцены из «Окаянных дней». Заместитель директора съемочной группы Светлана Молочинская уже обратились к городским властям, что бы чиновники помогли в организации съемок. Киношники попросили помочь в установке ограды, декораций, мусорных контейнеров, и биотуалетов. Также россияне обратили внимание, что с постоянным отключением света в Одессе им хотелось бы рассчитывать на бесперебойное электроснабжение для аппаратуры. Героями кинолетны Михалкова могут стать обычные одесситы, творческая группа картины усиленно занялась поисками артистов среди горожан. Планируется, что в масштабных сюжетных планах задействуют до 200 человек. Снимать кино в Одессе режиссер решил еще полтора года назад во время Одесского кинофестиваля. Тогда мэтр несколько дней бороздил морские просторы на яхте в поисках подходящих мест для съемок. Позже Михалков решил, что снимать будут в разных частях Одессы, но в качестве основной натуры выступит Потемкинская лестница.
Творческая лаборатория «Эполет» выполняет масштабный заказ Студии «Тритэ» по производству костюмов и реквизита для картины «Солнечный удар». К началу съемок в Гороховце нами были изготовлены костюмы на главного героя, крупные партии обуви и ремней.
Для продолжения работы в Швейцарии была поставлена морская униформа.
В настоящее время наши специалисты в сотрудничестве с костюмерами Тритэ на Мосфильме готовят костюмы для продолжения съемок в Одессе.
Съёмочный процесс "Солнечного удара" (Бесогон TV. Выпуск 42)